image image image image image
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Маршрутки: холостой простой

12:02 30.12.2014

25 декабря горожане были в недоумении. Добравшись до работы и учебы, они узнали, что перевозчики не планируют выполнять свои обязанности и дальше. Маршрутные такси в городе перестали выходить на линию. Так перевозчики в очередной раз решили воздействовать на общественность, одновременно требуя от местной власти повысить стоимость проезда. Вот как развивались события в этом противостоянии.

_MG_0242Отмененные рейсы

Свои намерения повысить тариф на проезд в маршрутных такси города водители и директора предприятий-перевозчиков огласили еще полтора месяца назад. Тогда маршрутчики в своих требованиях говорили о цифрах, по мнению специалистов горисполкома, не имеющих экономического обоснования. В частности, водители требовали поднять цену на проезд с 2,5 до 3,5-4,5 гривны. Тогда городская власть пошла на диалог с местными перевозчиками и попросила предоставить экономические обоснования повышения тарифа.

Секретарь городского совета, исполняющий обязанности городского головы Сергей Минько также заявил, что новый тариф может быть принят только при условии успешных общественных слушаний, то есть маршрутчики должны объяснить горожанам, почему повышается стоимость проезда, и придти с пользователями этой услуги к консенсусу. 16 декабря состоялись общественные слушания. Как мы уже писали («Проезд в маршрутках может существенно подорожать», «НД» от 17 декабря 2014 года), перевозчики и общественники друг друга не услышали, а только предъявляли претензии.

В результате, пользуясь опытом прошлых лет, 25 и 26 декабря представители большинства фирм, обеспечивающих город общественным транспортом, не вывели свои машины на линию. Мелитопольцам пришлось добираться домой пешком или на такси. Маршрутчики в это время митинговали на площади Победы.

— Что это такое? Почему они опять бастуют? Значит, людей до работы довезли, а обратно нет? Хоть бы предупредили, домой пешком пришлось идти, — сетует горожанка Светлана.

А мелитопольчанке Оксане и вовсе пришлось заплатить за такси 100 гривен, хотя до забастовки проезд домой на такси ей обходился 25-30 гривен:

— С железнодорожного вокзала до Северного 100 гривен! Где виданы такие цены? Вызвать такси по телефону невозможно — все линии заняты, пришлось платить баснословную сумму.

— А я принципиально теперь буду ходить пешком, только бы проучить маршрутчиков, — говорит Александр. — Ну и что, что дольше. Зато здоровее буду!

26 декабря руководители фирм-перевозчиков уговаривали водителей выйти на маршруты, но те на уговоры не поддались. Лишь некоторые водители вышли в рейсы, большая часть из которых — льготные.

Блокировать перевозки незаконно

Ситуацию с остановкой единственного общественного транспорта — маршрутных такси — в Мелитополе прокомментировал заместитель городского головы Иван Федоров.

По состоянию на 25 декабря, экономические обоснования повышения тарифа на проезд в маршрутных такси предоставили только два предприятия: «Виктор-Транс» и «АТП «АСА». Остальные никаких оснований своему решению повысить стоимость проезда не предоставили, отметил Иван Федоров.

— У всех массовых демонстраций, митингов, сборов, пикетов есть процедура регистрации. И никто не имеет право ее игнорировать. Если кто-то хочет провести какую-то акцию, он должен подать соответствующее заявление в исполком, этого требования никто не отменял. Кроме этого, сегодняшние участники протестной акции создали недопустимую, небезопасную ситуацию, собравшись на площади, через которую массово идут дети на утренники в ДК им. Т. Г. Шевченко. Также пошли слухи, что митингующие угрожали своим коллегам, обещая причинить ущерб транспорту тех водителей, кто все же осмелится выйти на маршрут. Это недопустимо. Есть мирные способы решать конфликты. Всегда можно зайти к нам, двери для горожан у нас всегда открыты. Поговорим, обсудим и примем решение более спокойным способом. Итогом переговоров с маршрутчиками стало решение дать предприятиям-перевозчикам время до конца дня (25 декабря — прим. авт.), чтобы принять от них экономические обоснования повышения тарифов. Мы примем эти расчеты и завтра обсудим их с представителями Общественного совета. Без общественности руководство города не будет принимать подобных решений. Если перевозчики не согласятся на те условия, которые будут выдвинуты совместно властью и общественностью, это приведет к кардинальным изменениям, вплоть до разрыва договоров. Что же касается законности либо незаконности протеста маршрутчиков, то окончательное решение — за правоохранительными органами, представители которых были на площади и зафиксировали происходящее, — подытожил Иван Федоров.

Шантаж неприемлем!

26 декабря прошли очередные общественные слушания по вопросу повышения стоимости проезда в городском транспорте.

Свою позицию и мнение горожан водителям маршрутных такси озвучил секретарь городского совета, исполняющий обязанности городского головы Сергей Минько:

— Вы повели себя неправильно и некрасиво. Форма, в которой вы выразили свое возмущение, как кажется мне и большинству наших горожан, крайне преступная и неприемлемая! В тот момент, когда у нас на востоке страны происходят страшные события, мы обязаны делать все возможное, чтобы удержать мир, спокойствие и порядок на нашей территории! Такими методами, как ваши, действовать нельзя! Городская власть очень долго шла вам навстречу. В том числе и согласившись на повышение стоимости проезда этой весной. Руководство города провело открытый, честный и прозрачный конкурс на осуществление пассажироперевозок в Мелитополе. Весной вы получили свое. И сейчас выдвинули новые требования! Эти требования крайне возмущают жителей города. Все тарифы повысились в два раза, а вы требуете цены в 4-4,50 грн., на фоне того, что у нас ни пенсии, ни зарплаты не поднялись, а у некоторых даже уменьшились, такое повышение цены на проезд неприемлемо для горожан. Область этого вопроса даже не экономическая, а политическая. На сегодня Мелитополь — это одна большая семья и выживаете не только вы, но и другие наши сограждане и говорить только об экономике нельзя. Это пляска на костях, говорить о повышении цен на проезд сегодня нельзя, тем более, не поинтересовавшись у нашей громады, могут ли они сегодня платить такую цену.

Градоначальник заверил и маршрутчиков и общественность, что городская власть не будет мириться с такими действиями перевозчиков.

— После совещаний с силовиками и прокуратурой мы расторгнем договоры с перевозчиками, которые не выполняют взятых на себя обязательств. Если ситуация будет того требовать, мы проведем переговоры с иногородними перевозчиками — те с удовольствием будут работать на маршрутах Мелитополя. Я всегда поддерживал местный бизнес, но своим поведением вы заставите привести на этот рынок участников из Днепропетровска, Бердянска и других городов, которые будут возить дешевле, чем вы это делаете. Также мы не оставляем мысли о своем коммунальном транспортном предприятии. Рано или поздно, но мы добьемся, чтобы оно заработало.

«Жировать» за счет горожан не получилось

Во время общественных слушаний маршрутчики заявили, что не говорили о сумме 4,5 гривны. На это заместитель городского головы Иван Федоров ответил, что такую сумму маршрутчики требовали еще весной в своих экономических обоснованиях, где также была приписка — «готовы ездить за 2,5 грн.». В свою очередь общественник Сергей Кизилов предоставил свои расчеты стоимости проезда. По его мониторингу, если стоимость проезда повысится до 3 гривен, маршрутчики будут зарабатывать в месяц не менее 2,5 тысячи гривен при условии аренды автомобиля. Если же автомобиль свой, то доход возрастает до 5,6 тысячи гривен в месяц. При этом учтена окупаемость автомобиля, рассчитанная на семь лет.

— Если взять в расчет стоимость проезда в 4 гривны, то в месяц маршрутчик получит более 12 тысяч гривен, — заявил Сергей Кизилов.

По итогам общественных слушаний была создана рабочая группа, в которую вошли экономисты, представители городской власти, маршрутчики и общественники. Возглавил рабочую группу Сергей Минько. 29 декабря группа изучит все экономические предпосылки для повышения либо не повышения стоимости проезда и представит свое решение на рассмотрение власти и суд мелитопольцев.

Отметим, что 27 декабря маршрутчики вышли на рейсы и возили горожан по законному тарифу — 2,5 грн.