image image image image image
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

В центре реформирования — интересы простого человека

14:44 23.07.2015

Указом Президента Украины Александр Мангул был назначен главой исполнительной власти Мелитопольского района в конце мая. Второй месяц новый руководитель осуществляет свои полномочия на подконтрольной территории.  Редакция газеты «Новый день» обратилась к Александру Анатольевичу с вопросами о том, как выстраиваются его взаимоотношения с местными громадами, какие проблемы приходится решать и каковы его планы на будущее.

IMG_8274— Ваше назначение на должность стало неожиданностью для жителей Мелитопольщины, в первую очередь для депутатов райсовета, руководителей крупных агрофирм. Как складываются ваши отношения с депутатским корпусом и хозяйственниками сегодня?
— Вы имеете в виду тот прием, который устроили несколько депутатов во время моего представления на должность? Я из этого трагедии не делаю, потому что был готов к такой демонстрации. В районе годами выстраивались какие-то межличностные отношения между представителями власти и местной элиты. Кто-то дружит семьями, а кто-то, как говорил герой известного кинофильма, целыми домами. Все друг о друге знают, знают сильные и слабые стороны. В общем, жизнь шла своим чередом. Но, поверьте мне, в нашем районе, как и в других районах Украины, знают, что после избрания Президента Украины происходит кадровая ротация глав областных администраций, а затем и глав райгосадминистраций. Насколько я знаю, в кадровой политике Президента Украины П.А. Порошенко доминирует принцип подбора кадров, которые равно отдалены от каких бы то ни было политических и, самое главное, бизнесовых сил.
После неоднократных встреч в Администрации Президента и в областной госадминистрации мне предложили возглавить район. Скажу честно, что не сразу принял для себя однозначное решение. Район не имеет районного центра, непростые взаимоотношения с городом по землепользованию присутствовали всегда. Значительная часть жителей района работают в городе Мелитополе и подоходный налог платят здесь же, неравномерное развитие социально-экономической и культурной сфер, занятость населения сел, которые расположены ближе к Мелитополю, и тех сел, которые находятся в глубинке. Были и сомнения в том, смогу ли я сформировать команду неравнодушных и профессиональных людей. Считаю, что мне это удалось. Владимир Анатольевич Журавлев и Ольга Васильевна Станчевская, как и большинство руководителей структурных подразделений администрации, соответствуют деловым и человеческим качествам руководителей. Мои поездки в села района, встречи с жителями, выездные приемы граждан дают возможность лучше знать проблемы людей, их боли и надежды. Я понимаю, что смогу быть полезным для них. Отношения с председателями сельских советов деловые, с депутатами райсовета мы в поиске форм сотрудничества и партнерства, а с руководителями аграрных формирований мы едины в подходах к развитию аграрного бизнеса в районе, в понимании того, что снятие моратория на оборот рынка земли в это сложное, в политическом и в экономическом измерениях, время, которое переживает страна, приведет к полной потере аграриями земель сельхозназначения.
— Что вы можете сказать о своих впечатлениях после первого месяца работы?
— Самое главное — это чувство ответственности. Ответственности перед людьми, доверие которых мне еще предстоит оправдывать принятием правильных решений, пониманием их чаяний. Ответственности перед всеми территориальными громадами за их проблемы и трудности в организации жизнеобеспечения людей. Убежден, что для простого человека не играют роли фамилия и отчество руководителя. Главное, чтобы это не был равнодушный и чванливый чинуша-самодур. Для меня главное — не играть в политику, а работать на развитие района. Я отдаю себе отчет в том, что желания одного человека изменить ситуацию в районе к лучшему не достаточно. Для решения назревших проблем необходимо взаимодействие и честное партнерство с районным советом и его председателем, с председателями сельских советов, с другими участниками процесса обновления. И чем быстрее все мы это осознаем и в конкретном человеке будем видеть прежде всего не «электорат», а своего работодателя, то сможем быстрее справиться с задачами, которые стоят перед властью.
— Как бы вы охарактеризовали состояние экономики района?
— Социальная и экономическая ситуация в районе всецело зависит от проведения экономической, финансово-кредитной и социальной политики, которая устанавливается, регулируется или изменяется законами Украины, принимаемыми Верховной Радой, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, нормативными актами центральных органов исполнительной власти. Аграрный комплекс — важнейший стратегический сектор экономики, который формирует основную часть валового регионального продукта района.
Сельскохозяйственным производством в районе занимаются 150 сельскохозяйственных предприятий разных форм собственности, из них 93 фермерских хозяйства, обществ с ограниченной ответственностью — 34, частных предприятий — 11, государственных предприятий — 8, кооперативов — 4. В этом году предстоит убрать ранние зерновые на площади 39869 га, что почти на 1000 га больше, чем в 2014 году. Урожайность озимой пшеницы сейчас составляет 36,7 центнера с гектара. Валовой сбор всех зерновых сегодня составляет 71 тыс. тонн. Планируем в этом году получить ранних зерновых более 100 тыс. тонн. Практически все хозяйства, несмотря на отсутствие оборотных средств, высокие цены на топливо и запасные части, тщательно подготовились к уборке урожая. Но погодные условия внесли коррективы в темпы уборочных работ. Вместе с тем, хотел бы отметить четкую и слаженную работу в ЧП «Могучий», ООО «Агро-Вольное», ГП «Возрождение», ООО «Энергия», ООО «Фридом-Фарм». В то же время вызывают серьезную тревогу перспективы и состояние животноводства в районе.
Я хочу заметить, что уменьшение производства мяса и сокращение поголовья скота вызвано низкими закупочными ценами. Так, например, розничная цена на молоко выросла на 45%, а закупочная — на 8%. Высокая себестоимость продукции животноводства и сельхозпродукции обусловлена высокими ценами на энергоносители, корма, сельскохозяйственную технику, запасные части, минеральные удобрения и средства защиты растений. Требование международных финансовых институций об отмене с 1 января 2016 года специального режима налогообложения НДС для сельхозпроизводителей приведет к вымыванию мизерных оборотных средств предприятий и их банкротству. У сельхозпроизводителей нет доступа к экономически обоснованным банковским кредитам, отсутствует система государственной поддержки.
Если говорить о промышленности района, развитии предпринимательства, жилищно-коммунальной сферы, то ситуация там тоже требует серьезных структурных изменений. Приведу пример. В соответствии с Программой социально-экономического развития района на 2015 год предусмотрены капитальные вложения для решения очень важных для жителей и территориальных громад проблем. Это и реконструкция сооружений канализации в селе Фруктовое, и проведение первоочередных мероприятий по ликвидации подтопления в селе Константиновка, и реконструкция очистных сооружений в поселке Мирное, реконструкция сети водоснабжения в селе Трудовое, и ремонты и утепление объектов образования, здравоохранения и культуры.
Всего запланировано на этот год из всех источников финансирования 66,0 млн. грн. А сегодня в районном бюджете средств хватает только на оплату защищенных статей. Вывод напрашивается сам, что без экономического роста района, без тесного сотрудничества с депутатами всех уровней — от сельских советов до Верховной Рады, без скорейшего принятия каждым сельским и поселковым советом алгоритма действий по реализации проекта Перспективного плана реформирования территориальных громад, перечисленные и многие другие проблемы, которые есть в нашем районе, останутся нерешенными. Нам есть над чем работать и искать пути выхода из непростой социально-экономической ситуации — Мелитопольский район в соответствии с рейтинговой оценкой по итогам 1-го квартала этого года занял последнее место среди районов области.
— Вы представляете президента-реформатора, по инициативе которого запущен процесс децентрализации власти и связанное с ним объединение громад. В Мелитопольском районе немало противников радикальных нововведений. А вы видите свет в конце туннеля непопулярных у наших земляков изменений внутренней структуры государства?
— Я очень хочу верить, что свет в конце туннеля, как вы выразились — это не огни приближающегося поезда. А теперь, по сути. Вы знаете, какая самая большая проблема нашего общества? Это устоявшееся недоверие гражданина к власти. Причем не только к центральной власти, но и к местной тоже. Власть всегда обманывала людей. Вспоминала о них перед очередными выборами, объяснялась в любви и внимании, подавая очередную порцию обещаний, о которых забывала на второй день после оглашения результатов. И так десятилетиями. Согласитесь со мной, что сегодня среди людей царит злость, обида, чувство безысходности. И нет места взаимоуважению, добру и чувству социального оптимизма. И все это на фоне военных действий, которые идут на востоке страны. После назначения глав администраций Президент Украины П.А. Порошенко ставил задачу — при любом принятии решений или определении стратегии развития территории представителям власти необходимо с учетом исторического прошлого, традиций и особенностей уклада жизни учитывать настроения и пожелания членов территориальных громад. И, как показывает практика встреч и проведение выездных приемов граждан — это очень важно в работе главы администрации. Успех любой реформы зависит от понимания ее содержания и сути всеми участниками таких взаимоотношений. Административно-территориальная реформа, а в целом и децентрализация, касается не только властных институций, а, в первую очередь, каждого жителя села, поселка или города. Это требует, как никогда, прозрачности, широкой разъяснительной работы, открытого и правдивого диалога с членами громад. И поэтому, когда вы утверждаете, что в районе есть противники проведения реформ, то надо иметь в виду то, что свои отпечатки накладывают и предстоящие выборы органов местного самоуправления, сельских, поселковых и городских голов. Вот только у людей не спросили, хотят они изменений или нет. Поэтому мы сейчас отрабатываем план проведения рабочих встреч с сельскими советами и сходы жителей сел по данному вопросу. Обязательно будем просить районный совет принять участие в этих мероприятиях. При всем этом, надо помнить, что объединение громад предполагает исключительную добровольность реформирования, и решающее слово будет за жителями сел. Важно разъяснить людям все, что относится к новым формам объединения, ресурсного обеспечения функционирования громад, а также то, что многие виды административных услуг будут оказываться на месте. И не менее важная задача для громад, исполнительных комитетов и сельских советов — не опоздать с формированием бюджетов объединенных громад на 2016 год, которыми предусмотрены прямые их отношения с Государственным бюджетом, определение размеров дотаций и субвенций.
— Вы проводили выездные приемы граждан по личным вопросам. Какие проблемы сегодня, на ваш взгляд, волнуют простых жителей района? И есть ли разница между первоочередными потребностя- ми жителей крупных населенных пунктов и небольших, удаленных от райцентра сел?
— Во-первых, у нас нет райцентра. Как нет его в Запорожском, Токмакском и Бердянском районах. И это плохо в части организации самоуправления в районе. Из-за того, что город не имеет генерального плана, часто возникают противоречия между районом и городским советом по землепользованию. Да возьмите даже попытку в рамках админреформы присоединить к Мелитополю такие населенные пункты, как Константиновка, Семеновка, Вознесенка и Новое. При проведении приема граждан стараюсь не формально выслушать человека, а изучить вопрос, выяснить, почему он не был решен в течение определенного времени. Понимаю, что люди приходят в самых крайних случаях с надеждой на разрешение своих проблем. В каждом населенном пункте есть проблемы, которые затрагивают только интересы его жителей. Например, для села Константиновка это проведение первоочередных мероприятий по предотвращению подтоплений. В течение последних лет эти работы из-за отсутствия средств в областном бюджете не выполнялись. Проблема эта для жителей села просто кричащая. После обращения к председателю облгосадминистрации Г.В. Самардаку и проведенной работы с департаментами экономики и финансов облгосадминистрации завершается процесс корректировки проектно-сметной документации. И в этом году планируется освоить 1,0 млн. гривен на эти цели. Понимаю, что это крохи, потому что для полного завершения работ требуется порядка 13,5 млн. гривен в ценах 2008 года. Есть понимание области, будем настаивать, чтобы на 2016 год этот объект был включен в областной бюджет для его финансирования в полном объеме. Проблемы реконструкции очистных сооружений и тарифов на коммунальные услуги характерны для села Фруктовое и поселка Мирное. Проблема распаевания земли остро стоит в селах Возрождение и Константиновка. С целью решения вопроса распаевания земель села Возрождение я выезжал в Киев, встречался с членами парламентского комитета по вопросам аграрной политики и Президентом Национальной академии аграрных наук, в ведении которой находится ГП «Возрождение». Есть понимание и поддержка в реализации конституционных прав граждан на землю. Народный депутат Украины Л.П.Козаченко, известный в стране и за ее пределами профессионал аграрной отрасли, после обсуждения проблем в аграрном секторе пообещал поддержку и помощь в этом вопросе на законодательном уровне. Это проблема не только нашего района, это проблема всей Украины. Какие вопросы поднимают большинство жителей разных населенных пунктов, и что их больше всего волнует — так это последствия возможного снятия с 1 января 2016 года моратория на продажу земли, размер минимальной пенсии, уровня заработных плат и отсутствие их индексации, сроки и уровень денежных выплат за аренду земли (паев). Все, что относится к компетенции райгосадминистрации, то мы будем принимать все исчерпывающие меры по наведению порядка. Так, например, на заседании общественного совета мы внесли изменения и дополнения в план консультаций с общественностью, решили активизировать свою совместную деятельность, о чем будем информировать жителей района.
— Сегодня приходится уделять большое внимание вопросам безопасности и обороны. Как с заданиями государственной важности в этой сфере справляется Мелитопольский район?
— Задачи по обеспечению безопасности и обороны территории являются на сегодня сверхважными для местных органов власти. Это и обеспечение функционирования блок-постов, и мобилизация, и строительство укрепительных сооружений в зоне разграничения в Донецкой области. Да, мобилизация идет непросто. Этот вопрос мы рассматривали на заседании коллегии райгосадминистрации. При участии руководства районного совета, председателей сельских советов, руководителей сельхозпредприятий провели не одну встречу, на которых обсуждали проблемные вопросы и находили решения этих вопросов. Но, несмотря на все трудности, военный комиссариат выполнил в полном объеме план по отправке солдат и сержантов, а также техники в рамках пятой волны мобилизации. Не сомневаюсь в том, что абсолютное большинство руководителей как местных органов власти, так и руководителей предприятий, осознают важность выполнения планов шестой волны мобилизации. Ведь от этого зависит безопасность и благополучие наших семей, близких, родных. От этого, в конце концов, зависит, будем ли мы выращивать хлеб, заниматься любимым делом на своей земле! Хочу поблагодарить руководителей сельхозпредприятий и всех неравнодушных людей, которые помогают в обустройстве и функционирования блок-поста. Ведь блок-посты выполняют важную роль в обеспечении безопасности нашей территории. Еще более важные, на мой взгляд, объекты в масштабах всей страны — это фортификационные сооружения в Донецкой области. Имею возможность об этом судить, поскольку сам трижды выезжал на территорию, где воздвигают защитные сооружения. Нашим строителям, которые выполняли работы в зоне ответственности Мелитопольского района, помогали, как говорится, всем миром. К примеру, исполняющий обязанности городского головы Мелитополя Сергей Анатольевич Минько организовал сбор части необходимых стройматериалов. Выполняли работы, я вам скажу, в сложнейших условиях и справились с честью с поставленной задачей. Отдельно хочу отметить Деку Ивана Михайловича, Пашука Виктора Григорьевича, Зилинского Анатолия Ивановича, Бузюмова Вячеслава Владимировича, Мазура Романа Васильевича, которые с начала строительства и до его завершения выполнили огромный и важный объем работ. Огромное им спасибо за это!
Вместе, в одной команде, мы преодолеем все проблемы и осуществим задуманные реформы.