image image image image image
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Халатность ценой в 49 жизней

Матери взывали к суду и совести генералаВ суде Павлограда начались слушания по делу генерал-майора Виктора Назарова  о сбитом Ил-76, в котором погибли мелитопольские авиаторы и днепропетровские десантники.  Этого суда родственники погибших военнослужащих ждали полтора года — с тех пор, как в ночь на 14 июня 2014 года сепаратисты самопровозглашенной Луганской народной республики при заходе на посадку на высоте около 700 метров подбили из переносной зенитной установки военно-транспорт-ный самолет Ил-76МД Воздушных  Сил Вооруженных Сил Украины. Тогда погибли 9 членов экипажа — военнослужащих 25-й бригады транспортной авиации из Мелитополя, и 40 бойцов 25-й отдельной Днепропетровской воздушно-десантной бригады, направлявшихся на усиление охраны аэропорта.

Однако решения суда, возможно, предстоит ожидать не меньше: уж слишком сложный это вопрос «военной необходимости» — посылать или не посылать подкрепление в опасный район, если есть риск боевых потерь. А риск, действительно, был. Стоит напомнить, что с двумя сотнями десантников, техникой и вооружением в окруженный аэропорт с 10-минутным интервалом направлялись три Ила: первый успел сесть, третий получил команду возвращаться назад. Причем, «элэнеровские» боевики заранее предупреждали, что будут сбивать украинскую авиацию, и до этого уже были сбитые вертолеты… Кто же дал команду на вылет? Роковое решение принял генерал-майор Генерального штаба Вооруженных Сил Украины Виктор Назаров, который на тот момент был начальником оперативного штаба АТО. Именно он сейчас обвиняется в служебной халатности, повлекшей тяжкие последствия в боевой обстановке (ч. 3 ст. 425 УК Украины в редакции на момент совершения преступления- Авт.).

В ходе досудебного расследования было установлено, что он, зная об угрозе совершения террористического акта, не предпринял мер по обеспечению безопасности воздушной переброски войск, что и привело к гибели личного состава, потере самолета и другого военного имущества. 17 декабря в Павлоградском горрайонном суде Днепропетровской области прошло предварительное судебное заседание, а 23-го представители военной прокуратуры зачитали обвинительный акт.

В зале — матери и жены, на снимках — мужья и сыновья

Генерал-майор Виктор Назаров и адвокат Михаил ТурикМногие родители привезли с собой портреты погибших детей, до начала заседания они также разворачивают плакаты с фотографиями навсегда ушедших в небо ребят. С плачем родители выплескивают журналистам свою боль и горечь утраты. Часть реплик обращена непосредственно к подсудимому, 53-летнему Виктору Назарову — человеку в штатском, сидящему с адвокатом за отдельным столом.

— В том самолете был мой сын Сергей, ему 30-ти еще не исполнилось, — рассказывает житель Днепропетров-ска Василий Кучерявый. — 10 лет назад он служил срочную в этой 25-й гвардейской десантной части. А 11 марта прошлого года его забрали на переподготовку, еще все было тихо. Потом 45 суток добавили и призвали в первую волну мобилизации. У него трое деточек осталось мал-мала-меньше: 2006 года, 2007-го и 2013-го. Мы с ним в 10 часов вечера поговорили по телефону, сын сказал, что они находятся в аэропорту, на три борта грузятся. Я же чемпионат мира по футболу из Бразилии посмотрел до полуночи и лег. А к тому моменту, как их самолет подбили, вдруг проснулся, хотя всего минут 15 прошло… Видимо, сердце почувствовало. Я в армии  служил, знаю, что масштабные операции разрабатывает Генштаб. Раз они разработали такую операцию, но не обеспечили безопасность, то, по моему мнению, генерал Назаров виноват и должен отвечать по закону.

— Я очень надеюсь на то, что ситуация с самолетом Ил-76 станет первой, когда генералы будут отвечать за прос-тых смертных солдат! — не сдерживает эмоций сестра погибшего солдата Ильи Гайдука Иляна Вискалина. — А следующими ответят виновники Иловайского и Дебальцевского «котлов», других масштабных провалов. Мы не отступимся — сколько б лет эти суды не длились, мы все равно будем идти до конца, ездить сюда, чего б нам это не стоило. В материалах дела есть доказательства предупреждений сепаратистов о том, что стоят зенитные ракетные комплексы, но все они были проигнорированы, и генерал Назаров дал приказ лететь. Он знал, что безопасность полета самолета не обеспечена ничем. Ребята и мой брат верили, что самолет будет защищен, такие варианты защиты имеются, но ни один из них не был использован! Илье был 21 год, он служил в армии в спецназе и на войну пошел добровольцем, а на весну у него планировалась свадьба… Хочу подчеркнуть, что экипаж самолета был высокопрофессиональный. Я знакомилась с их семьями, узнавала, какие полеты они совершали, как взлетали и садились в сложнейших условиях! Мы ждем справедливого суда!

 

Продолжение читайте в газете «Новый День» от 30.12.2015 на стр. 9