image image image image image
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Что нужно знать о стихийных свалках

mariupol_svalkaЕще 40 лет назад в Украине практически не было пластиковой упаковки. Продукты питания продавались в бумажной обертке, жестяных банках или стеклянных бутылках. Все это разлагалось в окружающей среде или сдавалось в пункты приема вторсырья. Большинство потребленного в сельской местности было продуктами собственного производства, то есть вырощенные на собственных участках, а значит – вообще не имело упаковки. В последние десятилетия ситуация радикально изменилась. Почти все продукты покупаются и большинство из них имеют несколько слоев упаковки, изготовленных из синтетических полимерных материалов.

Изменение условий потребления привело к невиданному росту бытового мусора, а это, в свою очередь, — к появлению десятков тысяч несанкционированных свалок. В прошлом свалки обслуживали только города и промышленность. Теперь же, возле каждого из 60 000 населенных пунктов Украины – от одного до десятка свалок. И почти все они несанкционированные. Не имея куда девать отходы, люди сбрасывают их в посадки, овраги, балки. А где одна куча мусора, там, известно, —  и больше.

То же самое касается и городов.  В столице, Киеве, насчитывается порядком 300 крупных несанкционированных свалок. Наибольшее их количество находится в частном секторе города, где из-за отсутствия независимой системы сбора ТБО ежегодно образуются тысячи мелких стихийных свалок, которые не поддаются достоверному учету. Не лучше ситуация и в окрестностях столицы. По последним подсчетам, под Киевом насчитывается около 80 несанкционированных свалок.

Свалки – это участки земли, на которых безконтрольно сохраняются бытовые, а иногда и строительные и прочие отходы. Часто для уменьшения объема отходов свалки подпалиают. Такой подход является недопустимым, так как свалки – это серьезный источник загрязнения воздушной  и водной среды.  Ни один из таких самовольно созданных пунктов сброса отходов не оборудован соответствующим образом, продукты гниения и распада попадают в почву и грунтовые воды, которые являются источником водоснабжения для многих жителей. Температура гниения отходов иногда настолько высока, что часто легко приводит к их возгоранию, к тому же в воздух выбрасывается невероятное количество вредных веществ.  Достаточно сказать, что при тлении полиэтиленового пакета, в воздух выделяется более 70 различных химических соединений, ни одно из которых не является полезным  для нашего здоровья. Кроме того, такие свалки мусора являются средой для размножения насекомых и грызунов, которые, в свою очередь, являются возбудителями и переносчиками различных инфекционных заболеваний, таких как лептоспироз, бешенство, энцефалит, чума и др.

Место, которое предназначено для хранения отходов, называется полигоном. Часто его путают со свалкой. Отличие состоит в том, что полигоны проектируются в соответствии с требованиями государственными строительными нормами В.2.4-2-2005  «Полигоны твердых бытовых отходов. Основы проектирования». Они должны предотвращать негативное влияние на природную среду и отвечать санитарно-епидемиологическим нормам. Полигоны должны быть оснащены системами защиты грунтовых вод, обезвреживанием  биогаза и фильтрата. Свалки, в отличии от полигонов, не оборудованы вышеперечисленными системами и не обеспечивают предотвращение негативного влияния на окружающую среду.


Кто и в какой степени несет ответственность за появление несанкционированных свалок?


Стоит отметить, что все отходы являются объектом права собственности, а в соответствии с положениями Гражданского кодекса, собственник не может использовать право собственности в ущерб правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли. Поэтому, в соответствии с ЗУ «Об отходах», запрещается несанкционированный сброс и размещение отходов, в том числе бытовых на территории городов и других населенных пунктов и в других местах, может создавать опасность для окружающей природной среды и здоровья человека.  То есть, размещать отходы разрешается только в специально отведенных для этого местах, не допускающих негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье людей.
Поэтому, в первую очередь владелец отходов должен соблюдать требования обращения с ними и не допускать засорения и загрязнения территории. Владельцем отходов может быть гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства, предприятие, учреждение и организация всех форм собственности, территориальная община, АРК и государство, которые владеют, пользуются и распоряжаются отходами.
Выбрасывание мусора в местах, специально не приспособленных для этой цели, влечет за собой ответственность, установленную законом. Так, в ст. 42 ЗУ «Об отходах» указано, что лица, виновные в нарушении законодательства об отходах, несут дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность за нарушение установленного порядка обращения с отходами, что привело или может привести к загрязнению окружающей среды, прямого или косвенного вредного воздействия на здоровье человека и экономический ущерб.
Однозначно, выбрасывание мусора в неустановленном для этого месте приводит к загрязнению окружающей среды. Однако, в зависимости от тяжести вреда, который вызвала такая деятельность окружающей среде, дифференцируют административную и уголовную ответственность.
Административную, ответственность в соответствии со статьей 82 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП), несут лица, виновные в нарушении требований по обращению с отходами во время их сбора, перевозки, хранения, обработки, утилизации, обезвреживания, удаления или захоронения. За такую деятельность предусматривается штраф на граждан в размере от двадцати до восьмидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (от 340 грн. до 1360 грн.). И на должностных лиц, граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 грн. до 1700 грн.).
В случае же, если несанкционированное размещение отходов привело к загрязнению земли, то лицо, виновное в совершении таких действий подлежит административной ответственности по ст. 52 КУоАП. Эта норма закона отмечает, что порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение производственными и другими отходами влечет наложение штрафа на граждан от двадцати до восьмидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (От 340 грн. до 1360 грн.) И на должностных лиц, граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 грн. до 1700 грн.).
Отдельная ответственность установлена за засорение лесов и влечет за собой наложение штрафа на граждан от двадцати пяти до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (от 425 грн. до 850 грн.). И на должностных лиц — от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 грн. до 1700 грн.).
Уголовная ответственность предусматривается за загрязнение или порчу земель, однако, в отличие от административной ответственности, здесь  важны последствия в виде опасности для жизни, здоровья людей или окружающей среды. Такие действия, согласно ст. 239 Уголовного кодекса  Украины, наказываются штрафом до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан (до 3400 грн.) Или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Гражданская ответственность, которая наступает независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности, заключается в обязанности возмещения вреда, причиненного в результате нарушения законодательства об отходах. Этот вред может быть причинен здоровью человека и окружающей среде. К дисциплинарной ответственности привлекаются виновные лица в случае нарушения законодательства в сфере обращения с отходами в процессе выполнения трудовых обязанностей.
Обычно, владелец отходов, которые размещены на несанкционированных свалках, остается  неизвестным, поэтому такие отходы считаются бесхозными. В таком случае, ответственность за безопасное обращение с отходами и ликвидации несанкционированных и неконтролируемых свалок на своей территории возлагается на органы местного самоуправления.  Кроме того, к полномочиям местных государственных администраций также относится обеспечение ликвидации несанкционированных и неконтролируемых свалок отходов, в случае, если они находятся за пределами населенного пункта.
Владельцы или пользователи земельных участков, на которых обнаружены бесхозные отходы, обязаны в пятидневный срок сообщить о них в местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Такие отходы должны приниматься на учет.

Основаниями для определения отходов бесхозными и их учета могут быть:

  • Сообщение от владельцев или пользователей земельных участков, на которых обнаружены бесхозные отходы;
  • Обращение (сообщение) граждан, предприятий, учреждений и организаций, средств массовой информации;
  • Результаты инспекционных проверок Государственной экологической инспекции Украины и Госпродпотребслужбы Украины.

В случае получения такого обращения, областные госадминистрации и органы местного самоуправления обязаны определить количество, состав, свойства, стоимость отходов, уровень их опасности для окружающей природной среды и здоровья человека и принять меры для определения владельцев отходов. В случае необходимости для определения владельцев отходов и их оценки могут привлекаться правоохранительные органы, соответствующие специалисты и эксперты.
К кому обращаться в случае обнаружения несанкционированной свалки?

Прежде всего, необходимо уведомить органы местного самоуправления или местную государственную администрацию, на территории которой выявлена свалка.
Также нужно обратиться с жалобой в Государственную экологическую инспекцию с требованием провести проверку соблюдения требований законодательства об обращении с отходами и рассчитать размер ущерба, причиненного государству в результате нарушения природоохранного законодательства. Государственная экологическая инспекция должна установить факт загрязнения (засорения) земель и оформить это актом проверки и протоколом об административном правонарушении.
Кроме того, согласно ст. 242-1 КУоАП, Государственная экологическая инспекция Украины уполномочена рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 82 КоАП «Нарушение требований обращения с отходами во время их сбора, перевозки, хранения, обработки, утилизации, обезвреживания, удаления или захоронения» и ст. 52 КУоАП «Порча и загрязнение сельскохозяйственных и других земель», то есть ГЭИ Украины имеет право привлекать виновных лиц к административной ответственности и, соответственно, накладывать штраф.
Поскольку за загрязнение и порчу земель предусматривается уголовная ответственность по ст. 239 Уголовного кодекса Украины, поэтому необходимо заявить об обнаруженных несанкционированных свалках в управление Национальной полиции, которое должно начать досудебное расследование, установить виновных лиц и привлечь их к ответственности за загрязнение и порчу земель.
Подытоживая, стоит отметить, что законодательство содержит немало пробелов и несовершенств. Поскольку владельца бесхозных отходов установить практически невозможно, все бремя захоронения таких отходов возлагается на органы местного самоуправления и местные государственные администрации. Такой подход не вполне правильный, поскольку он не стимулирует владельцев отходов — физических и юридических лиц — надлежащим образом обращаться с ними.
Субъекты хозяйственных отношений не заинтересованы в заключении договоров о вывозе отходов, ведь это требует дополнительных затрат. Кроме того, штрафы за ненадлежащее обращение с отходами очень низки и несоразмерны с вредом, который наносят окружающей среде несанкционированные свалки. Это, в свою очередь, и является причиной появления многочисленных свалок, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду.
Екатерина Норенко

Алексей Василюк

Любомира Герасимов