image image image image image
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Проект государственного бюджета на 2018 год вдвое уменьшает финансирование политических партий в Украине — эксперты

 Проект государственного бюджета Украины на 2018 год предусматривает, что представленные в парламенте политические партии получат средств вдвое меньше,  чем предусмотрено законодательством по их финансированию, сообщают участники круглого стола «Проблемы и перспективы реализации реформы финансирования политических партий». Мероприятие провел Центр политико-правовых реформ (ЦППР).
 Заинтересованные стороны обсудили затягивание реформы политического финансирования в Украине, которая была начата еще в 2015 году. Отдельные парламентарии пытаются скорректировать ее, а государственная власть не желает финансировать парламентские партии на уровне, которого требует закон. Например, в 2016-2017 гг. эти партии получили на 10% меньше запланированных на их финансирование средств.
Юлия Кириченко, член правления Центра политико-правовых реформ (ЦППР) и Юлия Шипилова, программный менеджер IFES, отметили, что лишь 29% украинцев знают о том, что с 2016 года парламентские партии начали получать государственное финансирование, а идею его введения поддерживают не более 10% населения. Абсолютное большинство украинцев убеждены, что партии должны получать финансирование от своих лидеров и рядовых членов. Только 13% украинцев готовы выделять средства в пользу партии, которой они доверяют (по результатам социологического опроса ФГИ им. Илька Кучерива).
Эксперт ЦППР Дмитрий Калмыков отметил, что некоторые разработанные НАЗК акты, которые требовались Законом «О политических партиях в Украине», содержат существенные недостатки: «одним из них НАЗК установило обязанность для партий подавать не только ежеквартальные финансовые отчеты, но и консолидированный финансовый отчет за год, противоречит предписаниям Закона».
Представители партий нагласили на немедленной необходимости ввести электронную систему подачи и обнародования ежеквартальных финансовых отчетов, поскольку бумажная форма слишком обременительна для многих партий. Объемы такого отчета могут достигать нескольких тысяч печатных листов, что очень неудобно при их подаче и требует значительных материальных затрат.
Александр Банчук, член правления ЦППР, подчеркнул, что «закон позволяет делать огромные взносы в пользу партий, а установленные ограничения относительно размеров взносов никоим образом не стимулируют сами партии к поиску новых, то есть реальных и законных источников финансирования». Фактически, в 2017 году физическое лицо могло осуществить таких взносов на общую сумму до 1280000 грн., А юридическое — до 2560000 грн. В 2018 году эти показатели существенно возрастут.
Кроме того, участники круглого стола обсудили проблему целевого использования государственных средств. НАЗК не определяет, какие расходы на уставную деятельность являются законными (целевыми), а какие — нет. В то же время за нецелевое использование бюджетных средств руководитель и бухгалтер партии подлежат уголовной ответственности, предусматривающей лишение свободы до 6 лет.
Круглый стол организован Центром политико-правовых реформ при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Европейского Союза. Мнения, высказанные экспертами ЦППР, ни в коей мере не отражают официальной позиции Агентства США по международному развитию, Национального Демократического Института (NDI) или Европейского Союза.