image image image image image
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Что делать покупателю, случайно разбившему или повредившему товар в магазине?

 Нередко случаются неприятные ситуации, когда в магазине покупатель случайно роняет или затрагивает товар, который лежит неправильно, и он разбивается или повреждается. 

И, как правило, работники магазина (администрация, охрана) начинают сразу требовать уплатить деньги за испорченный товар.
 В таких ситуациях, прежде всего, нужно выяснить, кто на самом деле виноват в том, что товар поврежден — покупатель, администрация магазина, которая неправильно хранила (разместила) этот товар в торговом зале, или, возможно, совсем другой покупатель?
Важно отметить, что Закон Украины «О защите прав потребителей» в таких ситуациях однозначно защищает покупателя (потребителя). Однако в таких ситуациях часто бывает много нюансов.
Согласно статье 323 Гражданского кодекса Украины, риск случайной гибели и случайного повреждения (порчи) имущества несет его собственник, то есть магазин. В соответствии со ст. 668 Гражданского кодекса Украины риск случайного уничтожения или случайного повреждения товара переходит к покупателю с момента передачи ему товара. То есть, когда продукция не передана покупателю, риск повреждения лежит на владельце/магазине, а потому покупатель не должен платить деньги за разбитый/испорченный товар, поскольку он еще не приобрел его.
Если же администрация (охрана) магазина настаивает на своем, требуйте составить акт о нанесении вреда и предоставить факты, которые, по мнению администрации магазина, доказывают вашу вину. Следует отметить, что вину покупателя, а также должен ли он платить за такой товар может установить только суд. Таким образом, покупатель должен помнить — ничего на месте не оплачивается, на месте только фиксируется.
Если администрация магазина отказывается составлять любые акты и все равно требует оплатить средства, покупатель должен помнить, что в соответствии с ч. 2 ст.17 ч.2 Закона Украины «О защите прав потребителей» запрещается принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента. Однако потребителю необходимо доказать, что он разбил / испортил товар случайно. И в этом может очень помочь запись с камеры видеонаблюдения.
В случае, когда администрация/охрана магазина переходит к более решительным действиям и вообще не выпускает покупателя из помещения, следует упомянуть еще и о пунктах 1, 4 и 5 статьи 19 Закона Украины «О защите прав потребителей», в которых говорится о запрете нечестной предпринимательской практики и агрессивной деятельности. Так, агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния и существенно влияет или может влиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции».   Кроме того, как агрессивные запрещаются такие формы предпринимательской практики: создание впечатления, что потребитель не может покинуть помещение продавца (исполнителя) без заключения договора или осуществления оплаты, а также требование оплаты продукции, предоставленной продавцом (исполнителем), если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение.
В случае, когда после всех аргументов покупателя все равно продолжают заставлять платить за разбитый / поврежденный товар и отказываются составлять акт и фиксировать ситуацию на месте, он должен вызвать полицию.