image image image image image
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Другая война: дипломатические бои за Крым

В конце октября заместители председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ильми Умеров и Ахтем Чийгоз были освобождены из российского заключения и вернулись в Киев. Но несмотря на радость от этой новости, правозащитники отмечают – ситуация в аннексированном Крыму остается сложной. За три года оккупации почти 23 тысячи крымчан были вынуждены выехать на материковую Украину, а десятки украинцев попали за решетку. Аресты проукраинских активистов и обыски в их домах продолжаются. Центр общественного мониторинга и контроля проанализировал, каким образом Украина может изменить ситуацию и какие механизмы для возвращения Крыма вообще существуют.

Хроники оккупации

Весной 2014 года случилось недопустимое для мирового порядка событие – оккупация Россией части территории Украины. Аннексировав Крым, российские власти не только нарушили международное право, а фактически захватили украинское государственное имущество и взяли жителей полуострова в заложники. По оценкам правительства, стоимость предприятий и материально-сырьевой базы на полуострове достигает 127 миллиардов гривен. Следствием аннексии Крыма стало масштабное давление на СМИ. По словам уполномоченной Верховной Рады Украины по правам человека Валерии Лутковской, сегодня в Крыму не осталось украиноязычных печатных СМИ, украинские интернет-сайты были заблокированы, а крымскотатарский телеканал ATR был вынужден переехать на материковую Украину.

Однако самые тяжелые последствия оккупации коснулись прав человека. Под особые репрессии попал коренной народ Крыма – крымские татары. В апреле 2016 года российский оккупационный суд принял решение о запрете Меджлиса крымскотатарского народа, включив его в список экстремистских организаций. У оккупационных властей есть множество поводов быть раздраженными Меджлисом: от проведения акций протеста до бойкота выборов в Госдуму. Однако главная его «вина» – непризнание аннексии полуострова и попытки вернуть его в состав Украины.

Правозащитники отмечают, что запрет Меджлиса со стороны РФ является не просто запретом «некоммерческой организации», это ущемление органа самоуправления народа. Поэтому мало говорить о нарушении права свободы ассоциаций, речь идет о нарушении права на представительство, национальное самоуправление, которое гарантируется Декларацией о правах коренных народов ООН.

Возвращение пленных

Лидер Меджлиса крымских татар Рефат Чубаров убежден, что только военный сценарий освобождения Крыма невозможен, потому что может поставить под угрозу мирных жителей полуострова. Поэтому сегодня Украина воюет за Крым на дипломатическом фронте. Часто незаметная невооруженному глазу, ежедневная работа дипломатов способна защитить граждан на оккупированной территории. Подтверждением этого стало возвращение пленников Кремля – ​​Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза, – которых на прошлой неделе гимном и флагами встречал аэропорт «Борисполь». Ахтема Чийгоза оккупационная власть Крыма приговорила к восьми годам колонии, из которых почти три он уже просидел в СИЗО. Ильми Умерова приговорили к двум годам по обвинению в посягательстве на территориальную целостность России. Оба крымскотатарских лидера были осуждены за непризнание аннексии и прежде всего за свою проукраинскую позицию.

По словам Мустафы Джемилева, освобождению представителей Меджлиса предшествовал долгий дипломатический процесс, с привлечением многих мировых лидеров, в частности, Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, которой в итоге и выдали заключенных.

«Только единицы знают, сколько переговоров Президента Порошенко с участием нашего дорогого Мустафы Джемилева, сколько раундов встреч состоялось в Нью-Йорке, на полях сессии Генассамблеи ООН, где наша делегация ставила вопрос заложников как приоритетный и Президент просил своего турецкого коллегу Эрдогана подключиться к освобождению, и при закрытых встречах президентов Порошенко и Эрдогана в Киеве», – приоткрывает завесу освобождения вице-спикер парламента Ирина Геращенко.

Возвращение лидеров Меджлиса стало чрезвычайно важным, но промежуточным этапом борьбы за возвращение Крыма. По данным организации «Мемориал», в российских тюрьмах содержатся не менее 20 политических заключенных-украинцев. Исходя из этого, дипломаты продолжают борьбу, как за судьбы отдельных людей, так и за восстановление территориальной целостности Украины в целом.

Механизмы деоккупации

Вернуть Крым возможно, но это не случится быстро, – на этом сходятся военные эксперты, экономисты, дипломаты и правозащитники. Сейчас главные инструменты Украины – это дипломатическое давление, международные санкции против РФ и неравнодушие украинского общества.

Наше государство активно использует международные суды и платформы, чтобы привлечь Россию к ответственности. Важной вехой является Резолюция по правам человека на оккупированном полуострове, которую 31 октября Украина внесла в Генассамблею ООН. В ней содержится требование к РФ об отмене запрета Меджлиса и обеспечении обучения на украинском и крымскотатарском языках. Кроме того, в документе подчеркивается необходимость доступа международных организаций в оккупированный Крым. По словам спикера Постоянного представительства Украины при ООН Олега Николенко, проект резолюции уже получил несомненную поддержку 34 стран, которые стали его соавторами.

Главная цель документа – предоставить международным партнерам однозначные формулировки относительно оккупации и не дать России избавиться от санкций. Дипломаты уверены, что именно эта резолюция может стать основой для деоккупации, ведь в дальнейшем будет использоваться в судебных процессах против России, в частности в Гааге.

«Когда мы говорим о перспективе снятия санкций, надо помнить, что отмена всех санкций возможна только тогда, когда Россия вернет Крым Украине. Сколько бы времени это не потребовало, мы должны стоять на своем. Если мы уступим, то признаем таким образом вопиющий факт нарушения суверенитета и территориальной целостности, незаконное переписывание карты Европы. Это – то, чего нельзя допустить», – считает экс-президент правозащитной организации Freedom House Дэвид Креймер.

Поэтому сейчас усилия украинских дипломатов направлены на долгосрочный результат. Несмотря на заверения российской пропаганды и отчаянье скептиков, Крым ни юридически, ни фактически не стал частью России. Международное сообщество оккупацию не признало и каждый раз продлевает антироссийские санкции. А Украина продолжает работать над защитой своих граждан, пока ситуацию не удастся изменить коренным образом.

Материал Центра общественного мониторинга и контроля