image image image image image
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Почему Украине срочно нужна инклюзия?

17:05 19.03.2018

Происходят ли в Украине какие-то изменения, чтобы сделать жизнь людей с проблемами здоровья комфортной? Анализировали эксперты Центра общественного мониторинга и контроля.

Украинские спортсмены без преувеличения покорили Паралимпийские игры в Пхенчхане. В первый день соревнований наши биатлонисты завоевали сразу 5 медалей и не сбавляли темп до самого окончания игр. В общем медальном зачете украинская сборная заняла 6-е место, получив 22 медали. Несмотря на потрясающие результаты наших спортсменов, в повседневной жизни они сталкиваются с множеством проблем, ведь украинские города крайне неприспособленные для людей с инвалидностью. 

Зачем делать город инклюзивным?

Такая ситуация с доступностью зданий в Черновцах

90% украинских зданий не соответствуют нормам доступности и не приспособлены к потребностям людей с инвалидностью. Такую цифру можно было бы назвать завышенной, если бы эту статистику не озвучил министр социальной политики Андрей Рева. Не лучше ситуация и на дорогах. Отсутствие удобного общественного транспорта, высокие бордюры, светофоры без звукового сопровождения – это все типичные препятствия для человека с инвалидностью в любом украинском городе. Ограниченный доступ к зданиям и транспорту заставляет людей подстраивать свой ритм жизни под те немногие места, которые обеспечены необходимым доступом. Или же вообще не выходить из дома без крайней необходимости.

«Лично общаясь с людьми с инвалидностью, знаю, что они очень часто выбирают неудобные для себя маршруты, чтобы попасть в то или иное место, супермаркет, например, где обеспечен проезд в том же кресле», – рассказывает председатель отделения НОК во Львовской области Юрий Турянский.

Такая ситуация сложилась вследствие многих факторов. Это – и советское наследие в виде многоквартирных домов, совсем не приспособленных для людей с инвалидностью, и отсутствие должной государственной поддержки и внимания со стороны общества. Однако положение понемногу меняется. Последние несколько лет положительные сдвиги наблюдаются в области строительства, транспорта и образования.

Города без барьеров

Впервые за много лет вопрос инфраструктуры для людей с инвалидностью подняли на государственном уровне. Так, 8 февраля Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект об ужесточении требований к владельцам зданий по обеспечению доступа лиц с инвалидностью. Речь идет о жилых домах, общественныхместах и объектах коммунальной собственности. Закон предусматривает пересмотр строительных стандартов с учетом потребностей людей с инвалидностью, мониторинг условий доступности зданий, а также обучение людей, которые работают в местном самоуправлении.

«Обеспечение доступности сооружений достигается через соблюдение строительных норм. Принятые нововведения и другие положения значительно усилят защиту прав лиц с инвалидностью на беспрепятственное передвижение по украинским городам по стандартам цивилизованных стран», – прокомментировал принятие закона министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко.

Если закон примут окончательно, то все новые сооружения будут строиться по новым требованиям, а старые должны будут переоборудовать для свободного доступа людей с инвалидностью. Впрочем, по словам Дмитрия Щебетюка, соучредителя общественной инициативы «Доступно.UA», которая изучает доступность учреждений для людей с инвалидностью, ситуация со строительством уже понемногу улучшается.

«То, что строится, обычно строится в соответствии с нормами. Торговые центры, которые проверяются государством, строятся в соответствии с нормами. Государственные учреждения – обычно тоже, хотя опять же есть пример даже управления социальной защиты, где не соблюдаются нормы построения пандусов, чтобы здание выглядело красиво», –рассказывает он.

Определенные сдвиги есть в области общественного транспорта. Так, города начали закупать доступный для людей с инвалидностью коммунальный транспорт. В частности, в 2017 году в Киеве приобрели 20 троллейбусов с низким полом, а во Львове и Ужгороде транспортный парк пополнился 16 и 10 низкопольными автобусами.

Похвастаться развитием инклюзивной инфраструктуры могут в Виннице. По информации городского совета, в течение прошлого года для нужд людей с инвалидностью было оборудовано 220 остановок и установлены звуковые сигналы на 82 светофорах.

Дмитрий Щебетюк убежден, что адаптировать городское пространство под человека на коляске – значит автоматически сделать его более удобным для всех: родителей с колясками, пожилых людей, ветеранов войны.

Образование без дискриминации

В июле прошлого года Президент Петр Порошенко подписал закон об инклюзивном образовании. Поэтому с начала учебного года в Украине начали появляться инклюзивные школы и ресурсные центры для детей с особыми потребностями. Новое образовательное пространство предполагает соответствующую инфраструктуру, в частности, пандусы, лифты и мебель, а, следовательно, нуждается в финансировании. И если в прошлом году на внедрение инклюзии было выделено около 209 миллионов гривен бюджетных средств, то в 2018 году финансирование составило полмиллиарда гривен. Собственно, поддержка государства уже дала определенные результаты: по сравнению с предыдущим 2016-2017 учебным годом количество учеников в инклюзивных классах увеличилась на 53% –с 2700 до 4100 человек.

По словам Президента, все развитые страны уже давно перешли на инклюзивное образование и «доказали, что это не только повышает эффективность обучения, но и облегчает возможность ребенка социализироваться, подготовиться к жизни».

Неудивительно, что отношение к людям с инвалидностью является показателем развитости общества. Эксперты отмечают, что, учитывая движение Украины к европейским стандартам, развитие инклюзивной инфраструктуры должно стать приоритетом государства и каждого из нас. Предприниматели, общественные организации и обычные граждане не должны оставаться равнодушными к проблемам людей с инвалидностью. Ведь установить пандус у подъезда или собственного магазина, помочь зайти в транспорт – это почти ничего не стоит, но может повлиять на чью-то жизнь.

Центр общественного мониторинга и контроля