image image image image image
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Тариф на проезд: атаки маршрутчиков остановили

11:32 04.04.2018

По расчетам исполкома, тариф должен составить 4,37 гривны, однако его можно поднять до 5 гривен, считает Юрий Захарчук

Поднимут ли цену на проезд в маршрутках до 6 гривен в соответствии с требованиями транспортников? Свои расчеты с требованием повысить тариф перевозчики передали в горисполком в конце января этого года. Городская власть изучила эти экономические обоснования и провела первые общественные слушания 30 марта. Правда, об этом положено оповещать общественность через средства массовой информации за 10 дней до самого события. Мелитопольский горисполком объявил об общественных слушаниях за сутки.

Автопарку требуется обновление

На слушаниях маршрутчики рассказали о своих экономических обоснованиях необходимости повышения тарифа на проезд, городская власть представила свои расчеты. Со своей стороны и общественные активисты высказали свои претензии к перевозчикам.

— Перевозки — это уже давно не способ заработать, это — кропотливый труд, — утверждал директор ООО «АТП АСА» Александр Латоша. — При таком доходе мы сможем менять подвижной состав только раз в 50 лет. Закупать новые автобусы, чего от нас требуют горожане и власть, мы просто не в силах. Если же установить тариф в размере 6 гривен, то закупать новые автобусы мы сможем раз в 25 лет. Не надо иметь специального образования, чтобы подсчитать, какую надо установить цену на проезд для регулярного обновления автопарка. Рентабельным нынче будет тариф в размере 6 гривен. Но так как этого для нашей громады много, мы согласны и на 5 гривен. В этом случае доход предприятий в день составит порядка 75 гривен, а в год — 18 тысяч гривен.

Видимо, Латоша имел ввиду доход с одной маршрутки.

Власть согласна пойти навстречу перевозчикам

Директора фирм-перевозчиков уверены, что рентабельным будет тариф в 6 гривен, но при этом согласны на 5 гривен.

Начальник управления социально-экономического развития города Юрий Захарчук сделал краткий анализ расчетов горисполкома.

— Перевозчики, кроме об-оснований, дополнительных документов, подтверждающих расходы, не предоставили. Поэтому экономисты исходили из размера зарплаты и стоимости ГСМ. На повышение тарифа, в первую очередь, влияет стоимость ГСМ (60%) и заработная плата (15%). Остальные составляющие на цене фактически не отражаются. На сегодня обоснованным является тариф в размере 5 гривен, — отметил Юрий Захарчук, хотя, по расчетам исполкома горсовета, цена повысилась на 37 копеек и должна составлять 4,37 гривны — максимум 4,5 гривны, но никак не 5 гривен.

Юрий Захарчук также отметил, что по сравнению с ноябрем численность официальных работников на общественном транспорте увеличилась на 75%. Сейчас оформлено 273 водителя (было 155). При этом должно быть оформлено минимум 372 человека (именно столько транспортных средств выиграли конкурс на осуществление пассажирских перевозок в городе). Недооформили своих водителей «Мотор-экспресс», «Виктор-транс», «Рейс». При этом есть предприятия, которые продолжают игнорировать требования городской власти об официальном оформлении сотрудников. В черном списке оказались «Мотор-экспресс», «Транзит» и «Виктор-Транс». То, что платить налоги должны все граждане Украины, кажется, не касается перевозчиков, ведь за три месяца они соизволили оформить всего две трети своих водителей, и это не считая медиков, которые должны выпускать водителей на рейсы, техработников, бухгалтеров предприятий и других сотрудников.

Из тени выходят неохотно

На вопрос журналистов о том, сколько нелегалов работает на маршрутах перевозчиков (водителей, не подписавших договоры с предприятиями-перевозчиками и с исполкомом), руководители маршрутчиков начали признаваться, называя конкретные цифры. Оказалось, что таких водителей с маршрутными такси около 100. То есть, перевозчики подписали договоры с 372 водителями и сдали их в исполком. А еще сотня водителей колесит по городу с пассажирами, грубо говоря, не имея на это права и разрешения и не неся никакой ответственности за пассажиров. Заодно отбирая заработок у официальных работников.

А может, причина нехватки доходов в том, что в городе избыток маршруток? Ведь если послушать водителей, то они с раннего утра до позднего вечера колесят по улицам, перевозя «воздух» и минимум пассажиров. Возможно, специалистам сначала стоит просчитать, сколько необходимо Мелитополю маршруток с учетом пассажиропотока, а то ведь так и до тысячи единиц можно довести автопарк, и тогда даже пешеходам придется платить деньги, чтобы прокормить водителей.

У активистов — свое мнение

Алексей Прокофьев за выходные вместе с другими активистами насчитал в среднем 53 пассажира на один оборотный рейс, а не 33, как уверяют маршрутчики

Есть еще интересный во-прос: а сколько получают руководители/владельцы автотранспортных предприятий? Понятное дело, что своих реальных доходов они раскрывать не будут, но, может, в условиях экономического кризиса им тоже стоит умерить свои аппетиты? В свою очередь, перевозчики все как один заявляли, что работают чуть ли не в убыток. На что общественный активист Алексей Прокофьев задал вопрос: «Получается, что последние четыре месяца вы с каждой маршрутки терпите убыток 500 грн. Кто-то в это верит?»

За выходные дни активисты проверили количество пассажиров на маршрутах города. Алексей Прокофьев рассказал о результатах общественных проверок:

— После общественных слушаний откликнулись люди, готовые провести эксперимент. Нас интересовало исключительно количество перевозимых людей. Мы считали людей, выходящих из марш-рутного такси. При этом за пару остановок не доезжали до конечной. Цифры разные, но в среднем за оборотный рейс перевезли 53 человека. При этом в обоснованиях марш-рутчики пишут едва ли не в два раза меньшую — 33 человека за оборотный рейс. Это в полтора раза больше, чем заявлено. Может, день был выходной, пассажирный, может, что-то другое, не знаю. Но получается, что эта разница в количестве пассажиров составляет примерно те 2 гривни, на которые маршрутчики хотят повысить тариф.

Первый заместитель городского головы Ирина Рудакова поставила исследование общественников под сомнение. Ведь, как оказалось, они учитывали и стоящие места, что делать нельзя, ведь это незаконно. Перевозить стоящих людей тоже незаконно, но мелитопольские маршрутчики стараются изо всего получить выгоду и «забить» свой автотранспорт под завязку, чтоб заработать побольше. При этом городская власть закрывает глаза на стоящих пассажиров, уверяя, что данный вопрос не в их компетенции. Активист Семен Лев отметил, что по сути надо производить обследование пассажиропотока, а еще дифференцировать стоимость проезда на разных маршрутах. Правда, обследование, по словам заместителя городского головы Ивана Федорова, будет стоить бюджету порядка 450 тыс. грн. Предыдущие обследования город проводил в 2008 году.

Результатом обсуждения стало решение о создании рабочей группы, куда войдут бухгалтеры предприятий-перевозчиков, общественники, сотрудники сектора транспорта и управления экономики. До конца недели группа проведет консультации, после чего ознакомит со своими выводами о том, необходимо ли повышать тариф на проезд, и если необходимо, то на сколько.