image image image image image
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Как будет работать скорая помощь после реформы?

11:14 18.10.2018

Согласно закону об экстренной медицинской помощи, время прибытия скорой на место вызова составляет 10 минут в городах и 20 минут в сельской местности. Однако в жизни продолжительность ожидания медиков может занимать больше часа. Главные причины такой ситуации — медленная обработка вызова диспетчером, нехватка санитарных авто и выбор не самой близкой по расположению бригады. В Минздраве обещают, что со следующего года ситуация изменится, ведь на очереди реформа системы экстренной медицины. Что она предполагает и как повлияют изменения на качество помощи, узнавали наши эксперты.

Пошаговая стратегия

В начале 2018 года в Украине стартовала медицинская реформа. Поскольку она пред-усматривает структурные изменения в сотнях медицинских учреждений, министерство здравоохранения разработало этапы перехода. В этом году началась перестройка первичного звена медицинской помощи, пациенты стали выбирать своих семейных врачей, а медицинские учреждения — переходить на новое финансирование. По плану на 2019 год реформа коснется специализированной и экстренной медицинской помощи. В Минздраве объясняют, что для этого нужно повысить квалификацию медицинских бригад, увеличить зарплаты для специалистов, закупить новый транспорт, оснащенный необходимым оборудованием, подключить диспетчерские службы к единой электронной системе. В общем все эти трансформации займут около пяти лет и потребуют 10 млрд. гривен расходов из госбюджета.

Скорая и неотложная помощь

Одним из самых интересных среди запланированных изменений представляется разделение скорой медицинской помощи на экстренную и неотложную. Принципиальное отличие заключается в том, что неотложная помощь будет приезжать, когда у человека поднялась температура, повысилось давление или обострилась хроническая болезнь, цель экстренной — спасать жизни. Последнюю следует вызвать, если есть необходимость срочной госпитализации: сильные травмы, например, в случае ДТП, кровотечения, инфаркты и тому подобное.

По словам и.о. министра Ульяны Супрун, если за неотложной помощью пациенты будут обращаться к семейным врачам, с медицинских бригад будет снято много непрофильных вызовов. Ведь сейчас более трети вызовов скорой приходится на то, чтобы померить температуру или давление.

Новую систему уже тестируют в Киеве. С 1 сентября столичные бригады скорой медицинской помощи перешли в подчинение Центра экстренной медпомощи. По словам главы департамента здравоохранения КГГА Валентины Гинзбург, все вызовы теперь принимают специалисты, которые мгновенно помогут человеку сориентироваться -нужна ему неотложная помощь или экстренная.

Вызвать медицинскую помощь, как и раньше, можно будет через единый номер 103. Она предоставляется без ограничений по месту регистрации и проживания, бесплатно и круглосуточно.

Как изменится работа диспетчерских служб?

Чтобы вызовы обрабатывались оперативно, а бригады медицинской помощи доезжали быстрее, Минздрав планирует подключить диспетчерские службы к единой электронной системе «Централь 103». Если сегодня среднее время обработки вызова составляет 3-5 минут, то «Централь 103» должна сократить его до одной минуты. Это станет возможным благодаря автоматическому подбору ближайших доступных бригад. Ведь сегодня диспетчеры должны звонить в каждую группу медиков отдельно. Чтобы система «видела» местоположение каждой команды и ее статус, на всех машинах скорой помощи установят GPS. Это поможет медикам быстрее добираться до пациентов — за 9-12 минут вместо 16-20 минут сейчас.

«На вызов должен ехать автомобиль, который находится ближе, а не та машина, которая территориально принадлежит какой-то станции скорой помощи», — подчеркивает Супрун.

Первыми к системе подключат диспетчерские службы в Винницкой, Донецкой, Запорожской, Одесской, Полтавской, Тернопольской, Харьковской, Херсонской областях. После завершения тестового периода все регионы смогут подключиться к центральной системе и обмениваться данными о принятых и обработанных вызовах.

«В рамках проекта мы впервые получим достоверную и прозрачную статистику в режиме реального времени и увидим, на каких этапах возникают проблемы. На основе этих данных Агентство экстренной медицины сможет давать рекомендации по повышению качества оказания помощи. Например, это могут быть рекомендации относительно необходимого количества бригад в определенном регионе и мест их размещения», — объясняет руководитель проекта по оптимизации работы оперативно-диспетчерских служб Роман Ланский.

В МОН обещают, что со временем «Централь 103» интегрируют в систему «Электронное здоровье». Это позволит создать полную электронную медкарту пациента и обеспечить обмен данными между системой экстренной медицины и другими уровнями медицинской помощи.

Материал Центра общественного мониторинга и контроля