image image image image image
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Для получения гранта беженцам надо было защитить бизнес-план, и мы взялись за купольные дома

Спасаясь от войны и «русского мира», тысячам семей из Донецкой и Луганской областей пришлось покинуть родные дома и уже на новых местах проживания пытаться начать жизнь с «чистого листа». Помогали в этом как друзья, так и имевшиеся знания, навыки, а еще – международные программы поддержки старта предпринимательской деятельности для переселенцев. Воспользовался грантовой поддержкой и беженец, как он сам себя называет, из Горловки Михаил, который вместе с товарищем Андреем Пивоваровым взялся за сооружение пока что малоизвестных в Украине энергоэффективных купольных домов. Один из таких домов проекта «ДеХата» сейчас возводится в нашем Мелитополе.

«Обкатать» идею заранее не успели

— Семью я отправил из Горловки в самом начале разгоравшегося конфликта, — рассказывает Михаил. — Никаких прогнозов на будущее не строил. Решил, пусть уезжают пока, а там как получится. С собой они взяли только самое необходимое. Сам я еще некоторое время оставался в Горловке, а затем также уехал налегке.

«Запасного» дома у семьи на мирной территории не было. На первое время приютили «друзья родственников знакомых». Поясняет, что средств, чтобы купить или построить себе новое жилье у семьи не было.

Каким был бы проект «ДеХата», если б восток Украины не подвергся оккупации со стороны РФ – неизвестно. Дело в том, что на тот момент друзья уже обдумывали этот замысел и готовились к его реализации.

— Сама идея возведения именно купольной конструкции появилась у нас, точнее, у Андрея Васильевича – моего бывшего начальника и друга, еще до всего этого «безобразия». Такие конструкции можно найти в интернете, в нашей стране они появились где-то с 2000-х, а за рубежом еще ранее, особенно в Канаде, Северной Америке. Но до сих пор все они – фактически удел энтузиастов. Под них не существует официальных технологий, СНиПов, регламентов, каждый решившийся на постройку нестандартного жилища становится своего рода «первопроходцем», используя то, что может приобрести. И вот коллега однажды говорит: «Нашел я вот такое интересное, как тебе эта красивая плюс энергоэффективная конструкция?». Я посмотрел: действительно, конструкция на снимке красивая – и снаружи, и внутри.

И примерно месяца за два-три до начала этих событий мы решили потренироваться, построив тепличку такого плана, размером метров 6 в диаметре, благо, у Андрея Васильевича был свой участок, то есть, было где экспериментировать.

Начали с подбора инструментов, собирали все, что нам надо, ходили по рынку. Тогда уже там ходили и агитаторы за молодые республики, заявляли: «Будем просить помощи у России!». «Зачем просить помощи, тем более, у России? Сами никак не справимся?». За это меня дважды или трижды успели обозвать «агентом Госдепа». В итоге, мы так ничего и не купили, но идея осталась.

Потом разъехались, он практически сразу в Сумскую область уехал, затем я к семье в Богодухов под Харьковом. Там снимали небольшой флигель. Мы с женой, двое детей, теща – надо было искать новое жилье, но ничего не подворачивалось. И тогда Андрей Васильевич позвал к себе в Ромны, где удалось недорого снять приличный домик.

На первом объекте рисковали и заказчик, и строители

Переезд оказался удачным не только в жилищном плане. Здесь канадская международная организация раздавала гранты переселенцам на организацию собственного бизнеса. Ну как «раздавала»? Надо было придумать какой-то вид деятельности, составить бизнес-план, чему также поучили на мини-семинаре, потом его защитить и получить то ли необходимое оборудование (инструменты, материалы), то ли возможность обучения чему-то.

Друзья решили – зачем выдумывать что-то новое, тема домов сейчас достаточно актуальная и решили заняться строительством купольных домов. Пару месяцев ушло на подготовку бизнес-плана, надо было изучить рынок, просчитать заявки, а затем защитить своей проект. По словам Михаила Валериевича, вся их группа подошла к делу серьезно и в итоге гранты получили практически все беженцы. Горловчане при этом проявили смекалку.

— Так как нас было двое, а хотелось получить что-то каждому, Андрей Васильевич защищался по купольным домам, а я выставлял солнечную энергетику — дешевый проект солнечных тепловых коллекторов, которые можно использовать для отопления, — вспоминает Михаил. — Мы немножко схитрили, продумали, какое именно оборудование нам нужно, и разбили его на двоих. То есть, де-факто получалось, что для того, чтобы полноценно организовать цикл, нам обоим нужно было выиграть. Мы получали полный комплект оборудования, но каждому по половине, и особо этого и не скрывали. Защитились оба, получили по списку то, что хотели. Но цель-то была зарабатывать деньги. На тот момент нас в команде было двое. Начали искать заказчиков. Первым клиентом стал Павел Белоус из-под Киева, в Семиполках, почти на границе с Черниговской областью. Атошнику выделили землю практически в чистом поле, и Паша был первым, кто начал там строиться.

— Но у вас-то тогда еще не было опыта, следовательно, все рисковали?

— Да, тогда еще не было. То есть, теоретически мы понимали, что хотим сделать, и определенные практические умения у нас были в той же работе с деревом. Но именно опыта строительства какого-то бы то ни было дома, у нас не было, только теория. Тем не менее, Павел пошел на этот риск. Проект затянулся дольше, чем мы рассчитывали, там и финансирование у него кончалось на какое-то время. Начали мы строить этот проект, первую его часть завершили в декабре. Не полностью его зашили, оставалась часть обшивки открытой, но мы сказали, что весной вернемся, закончим. С нами полностью рассчитались. Возможно, заказчик даже переживал, что мы пропадем и не вернемся. Но мы вернулись и взятые на себя обязательства выполнили. Мы работали до чистовой отделки: жить можно, но, например, стены не облагорожены.

Михаил поясняет, что внутреннюю отделку в проект не включали, так как в данном случае существует масса вариантов работ и материалов, что существенно влияет на ценообразование. Сам же заказчик может красить стены или клеить на них обои, нашивать «вагонку» и т.д.

Впрочем, на одном из следующих объектов – в Харькове, специалист по техническим вопросам все же попробовал взяться и за внутреннюю отделку. Заниматься этим, пока другие работники уехали на возведение дома в Кременчуге, ему пришлось на пару с владельцем жилья, который лишь частично мог отвлекаться на стройку. Чтобы обшить вагонкой треугольные панели, из которых состоит купол дома, каждую досочку приходилось отрезать индивидуально. И потому работа по обшивке дома изнутри шла очень медленно, ведь во многих местах нужны были не две руки, а 4, то есть два человека.

Но зато оба получили бесценный опыт.

Дешевизна купольного дома – понятие относительное

По мнению архитекторов, легкий, но при этом устойчивый, недорогой и энергоэффективный купольный дом — это технологии будущего. Михаил с этим согласен: такой дом можно построить достаточно быстро, в нем хорошо сохраняется тепло, он выгоден в эксплуатации по энергозатратам, хотя в наших украинских реалиях существуют определенные сложности.

Возведение такого дома также начинается с фундамента.

— Он может быть совершенно разный: в Киеве заливали бетонные сваи, и получился дом, поднятый над грунтом на 40 см, — говорит Михаил. — Можно эти сваи заменить деревянными или вкрутить металлические сваи — трубы с резьбой на конце. Можно построить мелкий ленточный фундамент. В Харькове, например, всю площадь пола заливали целиком бетоном, это была так называемая утепленная шведская плита. В ней предусматриваются сразу все коммуникации – канализация, водопровод, электросети, теплый пол тоже сразу прокладывается должен. В чем плюс этой теплой плиты? Ты ее сначала прогреваешь (прогревали мы ее, по-моему, 3 или 4 дня). Таким образом, получается запасенное тепло. То есть, в дальнейшем ты получаешь возможность не держать котел включенным постоянно, и иметь запас тепла, если вдруг на время отключат электричество.

Теоретически, размеры купольных домов могут быть разные, насколько материал выдержит собственный вес.

— Единственное, чем мы ограничены – тем, что у нас нет строительной техники – крана и прочего. А вот 9-10 метров – это реально. Большинство из таких домов двухэтажные, потому что одноэтажный с таким куполом невыгодно. Но бывают и трехэтажные.

Если бы строить чисто себе – такова одна из моих «хотелок» – жилой бы купол я ставил с перегородкой в два этажа, а вот для кабинета или мастерской пристроил отдельный купол и его бы уже не перекрывал, чтобы было сплошное свободное пространство даже при высоте 6 метров. Разве что поставил бы по периметру что-то вроде небольшой балюстрады. А внутри б осталась высота сверху донизу или, как минимум, открыто было бы больше половины пространства. Потому что когда купол закрывается перегородками — теряется вся его прелесть.

У проекта «ДеХата» пока все дома получились одного размера — диаметром 9 метров.

— Еще 1,25 метра в высоту райзер (нижняя круговая стена) – конструкция из прямоугольников, которая приподнимает немножко сам купол, дает ему большую высоту. И он внизу дает прямоугольные части, где можно, например, вписать, пусть и низкое, окно. А если задействовать и треугольный каркас над ним, то можно установить обычное окно. Дом выходит почти 6 метров в самой высокой точке купола. Если делается частичный второй этаж, то получается около 100 кв. метров по площади.

— Полагаю, что для детей, стоявших в углу, круглый дом – это мечта.

— Нет, вы слишком рано радуетесь, — смеется собеседник. — На самом деле планировка там может быть вполне обычная — прямоугольная ближе к центру. В Харькове была прямоугольная планировка, во внутренней части имелись углы в 90 градусов. И только примыкающие к куполу углы были нестандартные. У Павла в Киеве планировка была радиальная, комнаты получались с одной стороны шире, с другой уже. У Евгения в Мелитополе тоже планировка радиальная.

— Сколько вам еще надо построить чужих домов, чтобы вы взялись за осуществление своей мечты?

— Чем больше – тем лучше. Хочу сказать, что такие дома позиционируются как дешевые и в строительстве в том числе. На самом деле, это не совсем так. Он дешевле может быть в строительстве, если ты будешь строить его сам, либо с применением добровольной так сказать, силы – родных и друзей. Или ты будешь экономить везде, где только можно. Если строить качественно и не самостоятельно, нанимать специалистов по вентиляции, канализации, электричеству, в строительстве он дешевле обычного получится вряд ли. Потому что вентиляция в таком доме более чем нужна, ведь это получается «дом-термос», чтобы при отоплении это было выгодно. Но вот в дальнейшем в отоплении он получится дешевле – это однозначно.

 — Интересно, что купол собирается из треугольных панелей…

— По такой безконнекторной технологии GoodKarma мы строили в Киеве и в Харькове. Это когда режется три доски под определенными углами, и они соединяются в треугольную призму. И потом такие треугольники собираются в сферу, между собой уже стягиваются болтами. Это самый простой вариант, в том плане, что не нужно вовлекать какие-то дополнительные материалы – дерево и саморезы, все!

В Мелитополе использовались коннекторы – стальные трубки, на которые наварены пластинки, в них просверлены дырочки, и в каждую эту пластинку вставляется кончик деревяшки. В итоге получается такая шарообразная конструкция. Коннектор чем тяжелее и дороже – тем, что вовлекается сталь, нужны дополнительные трубы, болты, сварка, например. А в GoodKarma этого не нужно. «ГудКарму» дешевле собрать, а коннектор проще собирать: там доску в дырочку вставил и прикрутил.

Затем купол обтягивается ветрозащитным барьером, специальной мембраной, защищающей от ветра и влаги, зашивается снаружи OSB-плитой – той, которая может использоваться во влажной среде. Ну а плиты закрываются кровлей, в основном, используют гибкую черепицу. Получается такая драконья чешуя. Черепица клеится за счет нанесенного на нее слоя битума, а заодно еще и прибивается. И некоторое время, пока полностью не затвердеет клеевая часть черепицы, будет слышен запах битума.

Но все это строится достаточно быстро – за 3-4 месяца, если учитывать и заливку фундамента. Проблема возникает только с окнами — из-за кривизны поверхности и треугольной формы. В пластиковых стеклопакетах под наклоном не работает дренажная система, да и сами они через какое-то время могут… провалиться внутрь дома. Рамы из алюминиевого профиля проводят тепло. Но если снаружи очень холодно, а внутри очень тепло, то там весь профиль потеет. Выход есть – рамы из качественной древесины, вот только стоить они будут гораздо дороже пластиковых. И эта составляющая строительства купольных домов пока что остается заботой самих хозяев – именно они ищут умельцев, готовых сделать окна по адекватной цене и качеству. Пока что в сданных объектах окна стоят не везде. Но, как показывает практика, даже при наличии всего нескольких окон, и остальных, затянутых пленкой, тепло в новых домах хорошо сберегается.

Увидеть лично строительство мелитопольского дома журналисту, к сожалению, не удалось – хозяева пока не готовы его продемонстрировать. Обещают пригласить на завершенный объект. Пусть он станет удачным и для них, и для тех людей, кого война лишила дома, но дала толчок к столь интересному бизнес-проекту.

Ирина Левченко

Фото из архива героя материала