Горбюджет грозит стать тришкиным кафтаном
Бюджет Мелитополя в 2020 году будет на 27 млн. грн. меньше прошлогоднего. Такой неутешительный прогноз сделала первый заместитель мэра Ирина Рудакова, представляя проект структуры городской казны на следующий год. Так, если в 2019 г. собранные налоги и другие поступления впервые в истории превысили миллиард гривень, то в ближайшем будущем этот результат не только не удастся повторить, но и придется сделать существенный шаг назад, довольствуясь 975 млн. грн.
Какие еще финансовые отличия от прошлогодних показателей ждут горожан? Во-первых, часть акцизного налога (с топлива) уже не будет зачисляться в местные бюджеты в связи с тем, что, согласно Бюджетному кодексу, теперь эти средства будут поступать в Дорожный фонд. Во-вторых, в связи с монетизацией льгот и субсидий, в следующем году не пред- усмотрены субвенции по социальной защите. И хотя субвенция на выплаты семьям с детьми будет, но ее объем будет известен только после утверждения госбюджета, что предположительно произойдет в первой половине декабря. В-третьих, в связи с реформированием медицинской сферы и переходом вторичного звена на финансирование по договорам с Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ) с 1 апреля, медицинская субвенция из госбюджета выделена только на 1 квартал. То есть, какой будет ситуация в апреле, остается неизвестным, что не может не тревожить местных руководителей.
— Объем дотаций в проекте бюджета увеличился на 72.5%, но мы считаем, что это не очень хороший показатель, — отмечает Ирина Рудакова. — Потому что это говорит о снижении объемов подоходного налога на одного жителя города по сравнению со среднеукраинским. То есть получается, что средняя заработная плата на нашей территории по сравнению с 2019 г. снизилась относительно среднеукраинского уровня. Любая дотация выплачивается не полностью. Мы получаем только 80% от возможного поступления этого источника в город. А если бы у нас действительно заработная плата была на уровне среднеукраинской, то в бюджет мы получили бі в виде подоходно- го налога больше процентов на 20.
Увеличение объема образовательной субвенции в 2020 г. составило 14,3%. При этом в мае постановлением Кабмина была пересмотрена заработная плата педагогам. Ее рост составил примерно 32%. Но при таком размере заработной платы образовательная субвенция недофинансирована на 50 млн. грн.!
То есть, чтобы выплатить установленную зарплату учителям — а это защищенные статьи бюджета, их нельзя игнорировать — из местного бюджета нужно будет найти эти средства для дофинансирования. Значит, придется перекраивать тришкин кафтан и так сокращенного горбюджета.
Планируется, что львиная доля расходов будет предна-значена на заработную плату работникам бюджетных организаций — 66%. Далее идут траты на энергоносители, медикаменты, питание, город-ские программы, бюджет развития, благоустройство, резервный фонд.
За счет средств на благоустройство планируется финансирование текущего ремонта дорог, объектов благоустройства, эксплуатационное содержание уличной дорожной сети (грейдирование, разметка дорог, зимнее содержание, уборка улиц, обслуживание сетей уличного освещения и пр.).
На следующий год предусмотрено финансирование 46 программ, в том числе по таким направлениям: соцзащита, здравоохранение, реализация молодежной политики и культурно-массовых мероприятий и др.
Из других источников в Мелитополь в следующем году зайдет 392 млн. грн. Они будут использованы для 26 объектов. К сожалению, пока среди этих объектов нет моста на Новый Мелитополь, который в аварийном состоянии уже сейчас и требует срочной реконструкции. Но городские власти не теряют надежды найти финансирование и для этого объекта.
Конечно, мелитопольский бюджет, если в корне не изменится структура госбюджета, существенно недополучит необходимые средства в следующем году, и некоторые планы городского руководства так и останутся планами.