За руль со смартфоном. Что следует знать об электронных водительских удостоверениях?
Украинские водители смогут использовать электронные водительские удостоверения. Сейчас в правительстве разрабатывают соответствующее мобильное приложение и уже в ноябре планируют запустить тестирование. Каким образом будет происходить цифровизациядокументов, и кто сможет воспользоваться новым сервисом, узнавали наши эксперты.
Без штрафов за «забытые права»
Сейчас для поездки за рулем автомобиля с собой надо иметь несколько документов: водительское удостоверение, технический паспорт на авто и полис обязательного страхования (автогражданку). В случае отсутствия хотя бы одного из них водителя могут оштрафовать на 425 гривен. По информации МВД, с начала года за управление автомобилем без документов полиция оштрафовала более 160 тысяч водителей.
Однако уже с ноября украинские водители вполне законно смогут оставлять оригиналы документов дома, при условии наличия электронной копии в смартфоне. Сделать цифровой документ можно будет самостоятельно и бесплатно с помощью приложения, которое вскоре будет доступно на Едином государственном веб-портале электронных услуг (http://my.gov.ua).
По словам заместителя министра внутренних дел Сергея Гончарова, на смартфон нужно будет скачать приложение «Дія», в нем нажать на кнопку «Получить водительское удостоверение».
Кому будет доступен сервис?
Важно знать, что сервис будет доступен для владельцев документов современного образца. Водительские права и технические паспорта, выданные в советские времена, а также ламинированные удостоверения 90-х годов оцифровываться не будут.
«Для того чтобы сгенерировать электронное водительское удостоверение, в наших базах данных должно быть ваше электронное отцифрованное изображение лица. Поэтому, если у человека советское водительское удостоверение, – очень жаль, потому что у вас нет актуального цифрового изображения лица. Так как сервис в первую очередь будет проверять, есть ли возможность сгенерировать такое удостоверение водителя», – объясняет Гончаров.
Чтобы приобщиться к цифре, владельцы старых документов смогут обменять их в сервисном центре на новые. Руководитель сервисного центра МВД Дмитрий Сухоросов объясняет, что «для этого нужно иметь паспорт гражданина Украины, идентификационный код, медицинскую справку и само удостоверение. Это делается без дополнительного экзамена и занимает около 15 минут».
Как будут проверять?
Инициаторы нововведения подчеркивают, что электронное удостоверение не является обязательным и оформляется исключительно по желанию и для удобства водителей. Предыдущие варианты документов также остаются в силе.
Вице-премьер-министр по вопросам цифровой трансформации Михаил Федоров говорит, что с использованием цифровых удостоверений проблем быть не должно. Работники полиции смогут проверять электронные удостоверения с помощью специальных техсредств через QR-коды.
«Планшеты есть у 30% полицейских. Они могут отсканировать QR-код и проверить удостоверение в своей базе данных. В селах, где нет планшетов, все равно полицейские садятся в патрульный автомобиль и звонят к себе на базу, чтобы проверить удостоверение», –отмечает он.
В правительстве предупреждают, что электронные удостоверения будут действовать только на территории Украины. Если водитель соберется в путешествие за границу, он должен будет иметь оригиналы документов с собой.
По словам премьер-министра Алексея Гончарука, главная цель цифровизации документов –избавить граждан от лишней бюрократической волокиты. Новация не будет требовать от водителей затрат, но значительно может упростить им жизнь.
Центр громадського моніторингу та контролю