image image image image image
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Вкусен украинский борщ в Гренландии!

Командир бригады, летчик 1 класса полковник Дмитрий Мымриков (2)

Командир бригады, летчик 1 класса полковник Дмитрий Мымриков

Выполняя операцию «Северный сокол-2017», мелитопольские авиаторы продемонстрировали за-рубежным коллегам профессиональное мастерство, умение вкусно готовить и творчески отдыхать.

Девятый год подряд группа военнослужащих 25-й авиационно-транспортной бригады, дислоцирующейся в Мелитополе, на две-три недели становится «соколами» в Гренландии, по контракту с Воздушными Силами королевства Дании выполняя ответственную задачу по доставке топлива и грузов с авиабазы ВВС США «Туле» на станцию «Норд». Командировка длилась с 9 марта по 12 апреля, и когда авиаторы вернулись с укрытого снегами острова, Мелитополь поразил их обильной зеленью.
Землю облетели несколько раз
Гренландия является автономной территорией Дании. Условия за Полярным кругом, где находится станция «Норд» — весьма сложные. Территория представляет собой сплошной белый массив практически без ориентиров, потому вести самолет приходится по приборам, а сажать мощную крылатую машину летчики вынуждены на укороченной полосе: она длиной всего 1640 метров, где вместо твердого покрытия замерзший гравий.
Так загружают цистерны в Ил-72МД— Ранее в этих регионах на протяжении двух лет уже работали Илы украинской и казахской компаний, — рассказывает командир бригады полковник Дмитрий Мымриков о возможностях техники и задачах авиаторов. — До того доставка осуществлялась самолетами С-130 НАТО, однако этот проект был очень дорогостоящим, потому что за один рейс «Геркулес» перевозит втрое меньше топлива, чем Ил. Была попытка включить в эту миссию канадский самолет Си-17 «Глобмастер». Самолет в размерах немножко больше Ила и в процессе пробега он стал цеплять крыльями снеговые борта взлетно-посадочной полосы, а это опасно для самих летчиков и самолета. Более того, Си-17, в отличие от нашего Ила, не имеет собственного кранового оборудования, что значительно осложняет загрузку и выгрузку. А побывавший у нас датский атташе решил, что Ил отлично подходит для выполнения данной операции, вот и предложил нам сотрудничество.
— Ваш основной груз — это топливо?
— Да. Раньше мы его перевозили бочками, сейчас перевозим в баках в крыльях самолета. На базе закачиваем, на станции через шланги топливо выкачивается в резервуары. Каждый полет с базы Туле туда и обратно называем рейсом: за него перевозим примерно 32 тысячи литров. Часть топлива уходит нам на полет дальностью 1200 км в каждую сторону. В итоге, в этом году Ил перевез рекордных 720 тысяч литров, или 550-560 тонн, в зависимости от плотности топлива. За эту операцию мы налетали более 120 часов, это несколько вращений во-круг земного шара вдоль Экватора!
По словам Дмитрия Викторовича, полет в один конец длится около двух часов — в зависимости от ветра. И часа полтора продолжается разгрузка. На один рейс уходит в среднем 5 часов 30 минут, в день обычно совершали два рейса.
Зайцы требуют свое — и чужое
На округлом боку огромного глобуса командир летного отряда майор Олег Зайченко демонстрирует, где на самом большом острове мира находится авиабаза «Туле», куда, после того как растают льды и начнется навигация, американские танкеры привозят топливо, и станция «Nord» («Север»), куда затем его доставляет Ил-76МД. 31-летний мелитополец в Гренландию летал трижды: два раза был помощником командира корабля, а в этом году впервые выполнял подготовку в качестве командира корабля.
— О, это экстремальный холод, все белое, отсутствие деревьев, травы, пустые улицы на базе, где живут и работают только сотрудники, — вспоминает Олег Григорьевич первые впечатления. — Там несколько десятков домов, жилые и служебные помещения, столовая, спортзал. Несмотря на сильные морозы, работают не только мужчины, но и женщины, даже семейные, с детьми. Есть люди постарше, старожилы, такие как начальник пожарной части и охрана базы, остальные — специалисты от 20-ти до 40 лет.
Кроме датчан есть китайцы, канадцы, американцы, инуиты (гренландские эскимосы) и представители других национальностей.
— Как обустроен быт?
— Мы жили в гостинице, в отдельных номерах, трижды в день ходили питаться в ресторан-кафетерий, есть спортивный и развлекательный центры. Из-за ограниченного суровыми условиями пространства, любое мероприятие здесь становится событием, которое посещают все свободные от работы обитатели базы. Они с энтузиазмом ездят на любые экскурсии даже за 200 метров от взлетно-посадочной полосы, чтобы посмотреть на красивый ледник или какого-то зайца арктического.
— Чем удивительны арктические зайцы?
— Меня один такой даже укусил за ногу! Они живут по принципу «Кто боится — тот и гибнет», — смеется собеседник. — Я как-то шел из столовой, нес яблоки, они почувствовали запах, и самый бойкий из них сначала стал тарабанить своими лапками мне по ноге, а потом просто… укусил. Эти зайцы огромные, размером с дворовых собак. Конечно же, яблоком я поделился. Мы их там подкармливали, а этого даже назвали Васей, и он приходил на зов.
С гордостью скажу, что мы, украинская команда, заняли первое место по мини-футболу на Северном полюсе, обыграв канадцев, американцев и датчан! Нам вручили медали, мы с флагом сфото-графировались. Иностранцы очень уважают наш бокс и наш футбол, знают такие команды как «Динамо» и «Шахтер». Кстати, мы там смотрели по телевизору победные бои наших боксеров Усика, Ломаченко и Гвоздика. То есть, Украину в Гренландии знают как спортивную страну. Мы тоже постоянно занимались в спортивном центре, а в комьюнити-центре под гитару показывали людям, как нужно петь красивые песни. У нас все ребята талантливые — и гитаристы, и певцы, начиная с командира. Коллектив слетанный, беспроблемно может в любой части света 24 часа в сутки работать, можно сказать, что это одна большая семья.
По-английски, как на родном
В составе украинской делегации было двадцать два человека: двое из Винницы — руководитель делегации полковник Александр Кулибаба и стажер, полковник Олег Нечипорук, командир 456-й транспортной авиационной бригады. Остальные 20 человек были мелитопольцы, по 10 человек летного и инженерно-технического состава.
— Мы готовили молодежь: майора Зайченко как командира корабля, другой командир — полковник Евгений Шкурат получал допуск в качестве летчика-инструктора, получил допуск к полетам по международным линиям радист старшина Юрий Поляков, который вел связь на английском языке. То есть, мы еще один экипаж сделали. «Старики» уже могут спокойно смотреть, как летает молодежь. Я был летчиком-инструктором, готовил командиров, — пояснил Дмитрий Мымриков.
— Английским свободно владеете?
— Практически да. Все окончили курсы, в Киеве прошли теоретическую подготовку, а здесь получили практику. После месячного пребывания там у меня уже было такое ощущение, что говорим на родном языке, не приходилось переводить, понимали друг друга. Когда в Борисполе зашли наши таможенники с пограничниками, мы и с ними заговорили машинально по-английски, чем очень удивили соотечественников.
Фото личного состава авиабригады

Подробнее читайте в свежем выпуске «НД» от 10 мая 2017 г.